«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Федеральные документы
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- "Конституция Российской Федерации" (ст.8)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации(часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ "Доступная среда" на 2011-2020гг
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами .Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
Документы МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик
- Паспорт доступности. файл
- План мероприятий («дорожная карта») муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Николаевской средней общеобразовательной школы по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам на 2015-2020 годы. файл
- Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объекта и предоставляемых в нём услуг в сфере образования (далее – услуги) МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» в МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Задачи программы:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
- Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик для детей с ОВЗ.
- Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
- Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства лицея;реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик .
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Создание безбарьерной среды
В соответствии с ФЗ 419 от 01 12 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309 по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МКОУ «Лицей №2» г.о.Нальчик проведены следующие виды работ:
Сформирована необходимая нормативная база.
Учащиеся лицея не нуждаются в организации специального питания.
Медицинское сопровождение осуществляется врачом и фельдшером МКОУ «Лицей №2».
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2010 года функционирует обновлённый официальный сайт лицея, где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, классный руководитель, учитель-логопед, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия.
В системе работы следующие формы:
1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка методических рекомендаций учителю;
6. диагностика, коррекция, профилактика;
7. обследование школьников по запросу родителей;
8. оказание психологической поддержки педагогам.
Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым у обучающихся есть доступ, в том числе для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
- Энциклопедии, словари, справочники, каталоги
Энциклопедия "Кругосвет"
Журнал "Наука и жизнь"
Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании
Бизнес-словарь
Большая коллекция словарей различной тематики он-лайн
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия
Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий"
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники
Русские словари. Служба русского языка
Словари русского языка на портале "Грамота.ру"
Русский Биографический Словарь
- Электронные учебники
Издательство "ПРОСВЕЩЕНИЕ"
НМУ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Издательский центр "Академия"
Школа цифрового века "1 сентября"
- Электронные образовательные ресурсы
Адрес | Описание |
Общеобразовательные ресурсы | |
http://school-collection.edu.ru | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://fcior.edu.ru/ | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
www.prosv.ru | Сайт издательства «Просвещение» |
www.rusedu.ru | Архив учебных программ и презентаций |
www.temaplan.ru | Методические материалы для учителей школ |
www.proshkolu.ru | Бесплатный школьный портал |
www.rsr-olymp.ru | Портал «Мир олимпиад». Российский совет олимпиад школьников |
www.edu.ru | Федеральный портал Российского Образования |
www.edu.yar.ru | Информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области |
http://rsl.ru/ | Сайт Российской государственной библиотеки |
http://www.ege.ru/school/exam2005.html | Сайт информационной поддержки ЕГЭ |
http://www.mioo.ru | Сайт МИОО |
http://www.mcko.ru | Сайт МЦКО |
http://katalog.iot.ru/index.php?cat=33 | Сайт Образовательные цифровые ресурсы Интернет |
http://pedsovet.org | Сайт «Педсовет» |
www.metod-kopilka.ru | |
www.fipi.ru |
Федеральный институт педагогических измерений |
www.ege.edu.ru | Ресурс, посвящённый ЕГЭ |
http://n-shkola.ru | Журнал «Начальная школа». Старейший ежемесячный научно-методический журнал России |
http://www.school.edu.ru/ | Российский общеобразовательный портал |
www.1september.ru | Издательский дом «Первое сентября» |
http://www.directmedia.ru/ | Электронное издательство Directmedia Publishing. Литература по истории, религии, искусству, и др. |
www.poisknews.ru | Еженедельная газета научного сообщества |
http://viki.rdf.ru/ | Детские электронные презентации и клипы |
www.intline.ru | Учебно-издательский центр «Интерактивная линия» |
http://www.vozhatiy.ru/ | Материалы для вожатых |
http://planerochka.org | Материалы для вожатых |
http://forum.planerochka.org/ | Форум вожатых |
http://vozhatiki.ru | Вожатский виртуальный клуб |
История и Обществознание | |
http://lesson-history.narod.ru | Портал ресурсов в поддержку преподавания истории, обществознания и права |
http://genaistoriya.ucoz.ru | Сайт учителя истории |
www.petrograd.biz/worldwars/index.php | Сайт посвящен истории Первой и Второй Мировых Войн |
www.hrono.ru | Портал всемирной истории в интернете |
http://territa.ru | Портал материалов по истории |
www.prezent48.narod.ru | Ресурс презентаций по обществознанию |
Иностранные языки | |
http://whc.unesco.org/ | ЮНЕСКО. Всемирный центр культурного наследия |
www.umao.ru | Сайт посвящен изучению китайского языка |
www.esl-for-kids.com | Коллекция свободных ресурсов английского языка |
www.esl-library.com | Портал ресурсов для учителей английского языка |
www.esl-galaxy.com | Портал учебных и методических ресурсов для учителя английского языка |
www.teachervision.fen.com | Портал ресурсов для учителей на английском языке |
www.simpleenglishnews.com | Простые новости на английском языке |
www.bbc.co.uk | Сайт британских новостей |
www.learnenglish.org | Сайт, посвящённый методу обучения американскому английскому языку ALCC |
http://www.itests.com/ | Интерактивные тесты по английскому языку |
www.onestopenglish.com | Портал ресурсов для учителей английского языка |
www.busyteacher.org | Ресурс письменных работ для учителей английского языка |
www.greenpeace.org | Сайт организации «Гринпис» |
www.macmillan.ru | Сайт издательства Макмиллан |
http://www.francaisfacile.com/ | Ресурс материалов для изучения французского языка |
http://www.louvre.fr/ | Сайт Лувра |
www.ccf-moscou.ru | Сайт французского культурного центра в Москве. Ресурсы для изучения французского языка |
www.quizlet.com | Ресурс игр и материалов для изучения лексики английского языка |
http://www.english.language.ru/ | Сайт «Английский.ru». Ресурсы, посвящённые изучению английского языка |
http://videos.housstuffworks.com | Мультимедийное собрание познавательной информации на английском языке |
www.teachenglish.org.uk | Ресурсы по английскому языку |
www.teachertube.com | Интернет-видеоканал на английском языке |
www.tv5.org | Сайт видеоматериалов и тестов на французском языке |
www.tsr.ch | Сайт мультимедийных ресурсов на французском языке |
www.joyeux-noel.com | Сайт, посвящённый Новому году на французском языке |
www.francomania.ru | Портал информации на французском языке |
http://www.goethe.de/ | Сайт Института Гёте на немецком языке |
http://engblog.ru/ | Онлайн ресурс изучения английского языка |
Культура, Искусство и Творчество | |
www.tretyakovgallery.ru/ | Сайт Третьяковской галереи |
http://stranamasterov.ru | Страна Мастеров: учебный, дидактический сайт. Официально внесен в новую версию учебников по технологии, согласно новым стандартам. |
http://www.origami.ru/ | Сайт, посвящённый Оригами - удивительному искусству бумажной пластики, родившемуся в Японии. |
Естественные науки | |
www.unimath.ru | Математика в школе: поурочные планы |
www.alleng.ru/edu/math3.htm | Образовательные ресурсы Интернета - Математика |
http://methmath.chat.ru/ | Сайт, посвященный вопросам методики преподавания математики |
http://kontur-map.ru | Сайт контурных карт |
http://alexlarin.net/ | Сайт по оказанию информационной поддержки студентам и абитуриентам при подготовке к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы и изучении различных разделов высшей математики |
http://mathege.ru | Открытый банк заданий по математике |
www.fizzi.narod.ru | Сайт учителя физики. Методики; примеры открытых уроков; материалы по проведению ЕГЭ, профильному обучению, применению ИКТ и др. |
http://enter3006.narod.ru/ | Сайт, посвящённый физике для учителей, учеников, студентов |
http://g1583.ru/o_gimnazii/psylki/himiya | Собрание ресурсов для учителей химии |
http://www.chem.msu.ru/rus/weldept.html | Сайт Химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова |
http://physchem.distant.ru/ | Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева |
http://www.mitht.ru/ | Московский государственный университет тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова |
www.metod-kopilka.ru | Методическая копилка учителя информатики |
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (далее услуг) PDF
Пандус при входе в МКОУ "Лицей №2" г.о. Нальчик
https://xn--2-btbklghc0c8b.xn--p1ai/sveden/dostupnaya-sreda#sigFreeId35d037a715
Пандус при входе в МКОУ "Лицей №2" г.о. Нальчик начальное звено
https://xn--2-btbklghc0c8b.xn--p1ai/sveden/dostupnaya-sreda#sigFreeId91c5e03fe7
Тактильные таблички со шрифтом Брайля
https://xn--2-btbklghc0c8b.xn--p1ai/sveden/dostupnaya-sreda#sigFreeIdb3c8ba4144